Дорогие путешественники! Гости древнейшей культурной столицы России! Приглашаем вас на увлекательную экскурсию в формате «Сам себе экскурсовод» по центру Великого Новгорода — городу, где оживает история. Вместе с семьёй или друзьями вы погрузитесь в атмосферу седой древности, узнаете о тайнах и сокровищах Софийского Собора.
София, Софиюшка, как ласково величают его новгородцы, — это символ духовной силы и мудрости, визитная карточка и сердце Великого Новгорода. Его величественные купола, устремлённые в небо, и древние фрески, хранящие дыхание веков, расскажут вам о событиях, которые формировали судьбу нашей страны.
Пусть София Новгородская станет началом наших интересных путешествий по России!
Вместе с девушкой туристкой присядем на дорожку? Ангела Хранителя и в путь-дорогу!
Предлагаю начать нашу экскурсию с Ярославова дворища. Именно отсюда открывается всё великолепие панорамы на детинец (так в древности называлась крепость) и на самое раннее из сохранившихся каменных сооружений всей России — собор Святой Софии Премудрости Божией.
На территории Ярославова дворища
Став Великим князем Киевским, Ярослав Мудрый подолгу жил в Новгороде (около 1010 г.) Здесь при Ярославе был написан первый русский свод законов «Русская Правда», открылась Первая русская школа на 300 учеников. Но строительство было главной заботой Великого князя. Рюриково Городище уже не устраивало его по причине удаленности и он положил почин новому строительству. Новую же резиденцию князь построил с присущим ему размахом, о чём свидетельствуют сохранившиеся летописи тех времён.
До сих пор мы называем это любимое место прогулок Ярославово Дворище, где раньше располагался Княжеский двор. Здесь же возник и новый Торг. Сегодня мы можем полюбоваться стройной аркадой (от слова арка), сохранившейся от торговых палат новгородских купцов.
С тех пор эта сторона называется торговой. А правый и левый берег Ярослав соединил широким мостом. Мост многократно перестраивался. Но сейчас мы пройдем по новому пешеходному мосту, построенному в начале 80-х годов прошлого столетия. Новгородцы его называют «горбатым».
Идем «по горбатому мостику»
В 1036 году Ярослав Мудрый привез в Новгород своего старшего сына, 14-летнего Владимира. Первые годы Ярослав сам правил Новгородом при малолетнем сыне. Но Владимир быстро взрослел и сам уверенно взял правление в свои руки. Он, как отец, очень любил и умел строить.
В 1045 году князь Владимир Ярославович заложил фундамент громадного каменного собора, выбрав для него самое высокое и открытое место.
То было время расцвета. Новгородцы охотно вкладывали свои доходы в строительство. Новгородскую Софию строили те же мастера, что и Киевский Софийский собор. Строительство было завершено всего лишь за 5 лет!
София новгородская олицетворяла высшую власть. Для новгородцев она была сердцем Вечевой республики и первой в истории России формы демократического правления. Ей новгородцы доверяли городскую казну, в молитвах ей доверяли свои сокровенные мысли, и в ней хоронили (Мартирьевская паперть) самых почетных жителей Новгорода.

«Где София, там и Новгород» — это девиз новгородцев. Актуален он и в наше время. Мы не можем представить Великий Новгород без Софии.
Поднялись на середину мостика и устремили свой взор на собор Святой Софии
Обращаем внимание на купола Софии. Сколько их? Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню. Покрыт позолотой только один. Какой? Главный — символ единого Бога, единства верховной власти и народа. Маковицы глав напоминают форму древнерусских шлемов.

На главном куполе — крест. Внимательней присмотримся к его интересным, необычным очертаниям… с полумесяцем вверх (как полная чаша). А на кресте кто? Голубь! Птица мира.
Крест, который мы видим, был установлен в послевоенные годы. Во время войны центральный купол собора был разрушен от прямого попадания снаряда и довоенный позолоченный крест был утрачен. Долгие годы его местонахождение было неизвестно. Оказалось, что около 60-ти лет русская христианская реликвия находилась в одной из испанских академий под Мадридом.
После переговоров с властями Испании решено было вернуть Софийский купольный крест на родину. Крест совершил своё паломничество через всю Европу (что тоже очень символично) и прибыл в Москву. А два дня до прибытия в Великий Новгород символ православия пребывал в храме Христа Спасителя. С ноября 2004 года довоенный купольный крест Святой Софии находится в родном храме на солее слева от Царских врат.

У новгородцев издревле сохранилось поверье: «Когда голубь слетит с креста, тогда и Новгороду конец.» Много было в истории Софии и Новгорода сложных периодов, но до сих пор стоит наша любимая Софиюшка, сверкая своими куполами на солнце.
У Софийского Собора
Софийский Собор в Новгороде — самый древний христианский каменный храм современной России. В плане София — примерно квадрат 27 на 25 метров. Высота от уровня древнего пола (его уровень сохранили в Мартирьевской паперти) до голубя на кресте — 38 метров.

Внешний облик храма довольно строгий и величественный (назвать еще по два определения) Строили храм византийские мастера и он сильно отличался от сегодняшней Софии.
У собора был один большой круглый купол. Но время вносило свои изменения. Стены раньше были желтовато-розовые, по цвету камня известняка, из которого построен собор. А теперь София напоминает, (что?) например, белое облако на фоне неба.
Подходим ближе к Софии и обходим храм по часовой стрелке
На восточной стороне (где алтарь) видим зону неоштукатуренной поверхности. Это место называется — зондаж. Как вы думаете, почему реставраторы нарочно оставили такие зондажи? Правильно! Чтобы мы могли представить себе первоначальный вид храма. Стены храма, толщиной 1,2 метра, сложены из известняка разных оттенков (камень местной породы) и плинфы (плоский кирпич) скреплены цемянкой — известковым раствором с примесью толчёного кирпича.
С двух сторон от алтарной апсиды «приделали» приделы. Да, они так и называются — приделы.
Далее проходим вдоль южной стороны Софии
Что-то интересное бросается в глаза — каменные ядра у южной стены Софийского собора. Точное время появления их здесь неизвестно.
Ученые предполагают, что в древности такими тяжелыми ядрами стреляли из мортир — древних орудий, как Царь-пушка в Москве. А, возможно, что их скатывали со стен кремля на неприятеля (можно пофантазировать)
На этом месте, в 1242 году, были произнесены пророческие слова древнерусского князя Александра Невского: «Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет!» перед походом его дружины на сражение с ливонским орденом, а затем и с литовцами. Этими победами он надолго укрепил северо-западные границы Руси.
Проходим под арку к западной стороне
Здесь находится главный вход в храм, оформленный красивыми массивными вратами. Они открываются только по большим праздникам и особым событиям. Главная ось храма всегда «восток-запад». Алтарь — на восток, а главные врата — на запад. Зная этот закон, можно легко ориентироваться по сторонам света.
Главные врата Софийского Собора — Магдебургские. Есть много версий происхождения этих удивительных бронзовых врат. Привезены они из центральной Европы. Характер изображений — католический. Две створки покрыты рельефными изображениями исторических и Библейских сцен с фигурами людей и животных.
Сотворили их мастера — литейщики с большим художественным мастерством. Известно, как звали умельцев: Риквин и Вайсмут. Их имена подписаны на латыни. Давайте постараемся их отыскать. Риквин с весами в правой и с клещами в левой руке. А Вайсмут с клещами в руках. Нашли? Молодцы! А кто же между ними?

Тут такая интересная история. При перевозке в Новгород, врата были разобраны на пластины. Нашёлся чудесный мастер Авраам, который сумел классно собрать эти пластины и получились замечательные двери.
Откуда мы это знаем? Если приглядимся, то увидим между немецкими мастерами Риквином и Вайсмутом помещена фигура русского мастера Авраама с молотом, клещами и шпигелем, и надпись на русском «АВРАМЪ». На его груди, в отличие от немцев, крест с монограммой Христа. Про его жизнь ничего не известно…только остался его автопортрет на вратах. Нашли? Каким он вам представляется?
Дверные рукояти, согласно средневековым традициям, имеют вид звериных масок и прикрепленных к ним двуглавых змиев. Можно еще обратить внимание: в нижнем правом углу левой створки редкое изображение «Сотворение Евы».
Направляемся к северным вратам, через которые можно попасть в собор
Есть такое понятие — намоленность. Когда мы зайдём в собор, сначала немного походим, помолчим, постараемся почувствовать концентрацию ни с чем несравнимой духовной энергии.
Так вот. София — не только самый древний, но, возможно, самый намоленный храм России. Сколько видели и слышали эти стены! Здесь сконцентрировалась вся история земли Российской! Сколько светлых и горьких слёз здесь пролилось. Сколько молений и благодарностей возносилось Богу! Всем София даёт надежду и веру.
В храме
Есть правила, которые соблюдаются в любом храме: разговаривать тихо и не поворачиваться к иконостасу спиной. А теперь проходим и останавливаемся напротив центрального иконостаса.
София накопила и сохранила огромное число сокровищ!
Главное сокровище — Софийский иконостас. Иконостас — это такая стена или перегородка, которая отделяет алтарь от основного объёма храма. Иконостас — русское изобретение. Состоит он из рядов и каждый ряд имеет свой чин или по другому значение. Посчитаем сколько рядов на этом иконостасе? Нижний ряд или чин называется местный. Почему? Узнаем чуть позже.
Посередине — Царские врата. Когда идет служба в храме, врата открываются и можно увидеть престол, на котором совершаются таинства (от слова тайна) А завершается иконостас крестом.

Иконы расставляются по особому порядку. Например, в нижнем местном ряду, слева от царских врат, всегда размещается икона, посвящённая Христу Спасителю. А справа — икона, посвященная матери Его, Марии Богородице.
Слева от иконы с изображением Христа всегда размещается икона, в честь какого события был освящён храм по окончанию строительства, или святого, в честь которого построен храм. В Софийском соборе — это икона Софии, Премудрости Божией (XV в.)

Писали иконы на липовых досках. Изготовление досок и подготовка к иконописанию — это очень долгий и искусный процесс.
Творение красок — так же трудоемкое дело. Раньше не было магазинов с готовыми красками. Мастерам привозили сухие природные пигменты — порошки. Мастера варили животный клей и перемешивали их в нужных пропорциях. Поэтому иконы хорошо сохранялись и долго сохраняли яркость.
Софийский иконостас — один из самых древних. Такие древние иконы — великое достояние! Обычно они хранятся в музеях или в специальных хранилищах. В Софии же, мы можем увидеть их в действующем храме! Поэтому в соборе обязательно есть человек, который следит за нужной температурой и влажностью — необходимое условие для сохранности икон. Каждая икона — большая и отдельная история.
А сейчас мы подойдём к такому своеобразному красивому домику для иконы
Он называется — киот. В нём хранится о-очень древняя знаменитая икона. Называется она «ЗНАМЕНИЕ Пресвятой Богородицы». Эту икону новгородцы очень чтят и считают своей заступницей. У Неё интересная история, запечатлённая в летописи. В 1170 году, давно это было..
На Новгород шёл неприятель из Суздаля. Суздальцы готовились к завоевательному походу и были хорошо вооружены. Им хотелось овладеть богатствами Новгорода. А новгородцы, мирные люди, — не имели много оружия. Ситуация оказалась очень сложной.
И тогда горожане решили вынести на стену кремля чудотворную икону «Знамение». Она уже прославилась своими чудесами. Но икона была вмонтирована в стену храма. Как не пытались жители Новгорода её вынуть — не получалось. Но через какое-то время, Она, словно услышав плачь новгородцев, по мольбам служителей церкви, позволила вынуть себя из стены.
Затем, чудотворная икона была вознесена на стены Кремля и обращена к атакующему неприятелю.
Одна из стрел попала прямо в глаз Богородице. Это место можно увидеть, если хорошенько приглядеться. Слеза вытекла из глаз Богородицы. Вдруг случилось настоящее чудо! Небо померкло среди ясного дня. Суздальцы, бросая свои оружия, бросились бежать кто куда. Страх и ужас охватил их. Новгород ликовал!

С тех пор распространился слух по всей Руси Великой, что у Новгородцев есть такая сильная чудотворная Заступница Богородица «Знамение», и кто придёт с мечом на Новгород, тот от меча и погибнет.

Прошло много веков, а Богородица до сих дней оберегает новгородцев, тех, кто с верою несёт ей свои чаяния. Можно немного постоять, помолиться, подумать, попросить о чём-то сокровенном, поставить свечу… Это очень сильное место!
Далее отрываем свои взоры от Богородицы и смотрим вверх
Чудесная массивная люстра висит на мощных цепях под центральным куполом собора. Это ещё одно бесценное сокровище Софии со своей многовековой историей.
Эта люстра называется паникадило. У него, наверное, тоже есть своя интересная судьба?

Известно, что сделана она немецкими мастерами примерно из 1000 деталей. Наверху — двуглавый орёл, а внизу — серебряный шар с надписью «…. на украшение церкви Божии при державе государя царя и князя Бориса Федоровича Годунова всея Руси самодержца во второе лето царства его и …Боголюбивым Варлаамом митрополитом Новгорода…»
Поэтому это паникадило величают «Годуновским». Был на Руси такой царь Борис Годунов. Вот с тех далеких времён появилась в Софии эта дивная люстра на мощных цепях. Посчитайте сколько цепей держат паникадило.
Раньше вместо электрических лампочек — зажигали свечи и только по великим событиям. Приходилось опускать люстру, весом 1,5 тонны! За многовековую историю паникадило претерпело изменения: стало легче, некоторые фрагменты были заменены при реставрации.
Проходим в южную часть собора
Справа — Рождественский придел. Помните, от слова «приделать». Приделали его к основному объёму и получилась маленькая церковь в соборе. Собор потому и называется собором, что собирает под сводом маленькие церквушечки, как Христос собирал своих агнцев.
Иконостас Рождественского придела — это единая композиция и считается жемчужиной Софии, а иконы — высочайший образец новгородской иконописи.

Слева — Мартирьевская паперть — усыпальница именитых новгородцев. Здесь реставраторы сохранили древний уровень пола. Перепад составляет примерно полтора метра.
Как вы думаете, почему приходилось поднимать пол в храме? Раньше София казалась выше. Но шли годы, и вокруг собора увеличивался культурный слой, который образовывался от космической пыли и от жизнедеятельности человека. В других местах Новгорода этот слой бывает больше двух метров. А так как София расположилась на пригорке, культурный слой сформировался меньше.
Но всё равно, чтобы прихожанин попал в собор, нужно было сначала спуститься по лестнице, а это не совмещалось с традициями. К Богу нужно было подниматься!

Справа на столбе можно увидеть самую древнюю фреску Софии «Константин и Елена с Крестом» — ровесницу собора. Сейчас она закрыта стеклом для лучшей сохранности. Почему именно это изображение?

В день праздника Воздвижения Креста Господня был заложен Софийский собор. Император Константин I и мать его Елена имеют отношение к обретению Креста Господня. Над «Еленой» — надпись «Олёна», видимо процарапана самим мастером.
Первые росписи в соборе делали тоже византийские мастера в редкой технике «по-сухому». Есть мнение, что это изображение было основой будущей мозаики.
Большое чудо, что мы можем увидеть эту фреску спустя века. Почему чудо? Со времён строительства собора, стены многократно переписывались. Предыдущий слой, отбивали, как устаревший, наносили новый слой штукатурки, а потом расписывали вновь. На фреске «Константин и Елена» можно увидеть характерные следы острых предметов. Пригляделись?
Остальные древние фрески были написаны мастерами по мокрой штукатурке. Эта техника требует большого мастерства и уверенной руки, потому, что изображение не может быть переписано повторно.
Есть такая интересная история росписи центрального купола собора. Сама роспись не сохранилась, но легенда о деснице передаётся из поколения в поколение.
В куполе мастера пытались изобразить Христа Вседержителя с благословляющей рукой, но придя на следующее утро в храм, увидели руку сжатой. Они снова начинали переписывать руку. И опять видели её сжатой. Представляете их удивление! Так они переписывали и переписывали, пока не услышали глас, приказывающий оставить руку такой, как есть: «Писари, о писари, не пишите меня с распростёртою рукою, а пишите с рукою сжатою, АЗЪ бо в всей руце моей, — вещал Он, — сей Великий Новгород держу!»
До наших дней сохранились лишь фрагменты первых фресок. Самая яркая — изображение царя Соломона. Увидеть её можно только поднявшись на хоры.

Это ли не настоящее сокровище Софии! Глядя на прошедшие сквозь века изображения святых отцев, можно себе представить каким мастерством обладали живописцы тех времён!
Основная живопись в храме выполнена на рубеже 19-20 века в редкой технике кейма (названа в честь изобретателя) с использованием жидкого стекла. Всего четыре храма расписаны в этой технике.
Хочу обратить ваше внимание на разнообразие и красоту орнаментов. Ведь ни один орнамент не повторяется! Есть даже чудесная книга в двух томах «Орнаменты Софийского собора».
Идём дальше (по часовой стрелке)
Слева от нас — резной царский трон — почётное место царя в православном храме. Это молельное место изготовлено в XVI в. для царя Ивана Грозного русскими мастерами (известны даже имена мастеров). Сделано оно по подобию царского места в Москве в Успенском соборе.

Украшен трон искусной резьбой с изображением цветов, плодов и растений, гербов покорённых городов. Давайте рассмотрим каких городов?
Имя Ивана Грозного новгородцы не любят. В его правление Новгород был сильно разорён и потерял свою вольность и мощь. Даже на памятнике «Тысячелетие Руссии» нет фигуры Ивана Грозного.
У этого трона, конечно, есть своя история. Но сначала обратим внимание на панели без резьбы и раскраса. Молельное место было вывезено неприятелем из Софии во время Великой Отечественной войны. Долгое время не знали о его местонахождении. Случайно оно было найдено, небрежно брошенным в Прибалтике, в болотистом месте, откуда и вернулось обратно в Софию с большими повреждениями.
Реставраторы… А кто такие реставраторы? Это люди, чья профессия — восстанавливать и дарить ценностям вторую жизнь. Так вот, лекари старины специально оставили утраченные панели без орнаментов, позолоты и окраски. Посмотрим и найдем отличие фрагментов древних мастеров от восстановленных.

Раньше царское место имело задвигающиеся занавески, когда царь переоблачался (переодевался) в храме.
Здесь же подойдём к саркофагам, где сохраняются мощи князя Владимира, строителя собора и его матери Анны. На западной стороне столба изображён сам Владимир с Софией на ладони.
Владимира Ярославовича не стало вскоре после завершения строительства и освещения храма. Очень горевал Ярослав о любимом сыне. Ведь он возлагал на него большие надежды. Да и новгородцы очень любили и почитали его за добродетель и миролюбивый нрав.
Сейчас подойдем к тяжёлым решётчатым вратам, ведущим на винтовую лестницу и хоры
Чтобы подняться по лестнице, требуется особое разрешение у смотрителей или старосты собора. Но восхождение вглубь времён этого стоит. Дух захватывает! Ведь лестница никогда…. никогда не была разрушена!
По этим ступеням ходил Ярослав Мудрый и сын его Владимир, и Александр Невский, когда с дружиной своей отправлялся на битву с врагом от стен Софии. Ступени лестничной башни хранят поступь владык и митрополитов, выдающихся, известных людей всех времён и эпох! Этот список будет нескончаемым.
Можно присесть на ступеньку и услышать эхо истории
В тайниках стен лестничной башни хранилась государственная казна и секретные документы. Могучие стены служили своеобразным сейфом. Почему? Правильно! Пожары, главный бич тех времён, были не страшны мощным стенам.

По этим ступенькам бегали ребятишки, ученики Первой русской школы.
Лестница в башне винтовая, опирается на мощный круглый столб. На массивном столбе, вокруг которого лестница взмывает вверх, можно увидеть странные окошечки со стеклом. Приглядываемся, заглядываем в них… Что это? Какие-то процарапанные слова, изображения…кресты… Почему их оставили и не оштукатурили? Оказывается, у этих надписей есть своё название — граффити (похоже на слово графика).
Самые древние граффити были сделаны по мокрой, ещё непросохшей штукатурке острым предметом, возможно писалом. Писало — острая костяная палочка, которую использовали в те времена для письма на специальных восковых дощечках. А более поздние граффити уже процарапаны на просохшей штукатурке. Получится отличить?
«Как же так!» — воскликните вы: «ведь нельзя писать на стенах, да ещё и в храме!» Но, во-первых, писали на голых стенах, свободных от фресок. Во вторых, оставляя после себя надписи, прихожане не считали себя «во грехе». Подтверждается это тем, что многие надписи оставлены самими служителями храма. Новгородский храм стал своеобразным архивом письменной и устной речи, позволяющим исследователям восстанавливать исторические события, речь авторов граффити, развитие письменности и алфавита.
«Писатели» понимали, что церковная стена — носитель долговечной информации в отличие от берестяных грамот. Поэтому и содержание было иным: имена, кресты, молитвы, просьбы о помиловании, рисунки людей, зверей и даже ребусы и пометки для тайников. Молитвенные надписи: «Господи помоги половецкому князю…», «Помилуй меня, Боже, по велицей милости своей!», «Господи, помилуй меня и избави от беды», кто-то писал в 1119 году.

Стены лестничной башни оштукатуривались позже, и по некоторым надписям можно установить хронологию работ: «Стефан писал, когда расписывали Святую Софию»
Грамотность процветала в Новгороде до конца XII века. Встречаются граффити со знаками как кириллицы, так и глаголицы: «Иоким с Аврамом писал 1106 год», «Помоги рабу твоему Твердиславу» и тут же: «Тут писал Радко, сиротка Твердислава».
Новгород отличался всеобшей грамотностью, тому свидетельствуют оригинальные послания, процарапанные женской рукой. Многие граффити хранят загадки — это большая область для современных ученых. Написаны книги. Самым стойким София открывает свои тайны.
Есть тут процарапки и наших современников. Как без них! Как же их отличить от более древних? По характеру письма, по составу пыли раскрывают секреты учёные. Опытные отличают их сразу. А вы хотите на некоторое время стать исследователем и рассказать о содержании необыкновенного окошечка?
Поднимаемся выше по винтовой лестнице и попадаем на второй этаж собора
Это просторное помещение называется «полати». Здесь и располагалась Первая русская школа, а сейчас — выставка, посвященная богатой истории Софии.

Прямо — дверь в библиотеку. Софийский собор был самой богатой книжной сокровищницей и богатейшей русской библиотекой. Денно и нощно трудились самые грамотные люди того времени: переводили, изучали, переписывали священные тексты.
Первым книгописцем был монах Упырь Лихой. Да, такое смешное имя. Работал он еще в 1047 году.
В стенах Софии была создана первая русская книга — Остромирово Евангелие по заказу посадника Остромира. Остромир был внуком известного воеводы Добрыни. Рукопись находится в Российской национальной библиотеке.
Здесь создавалось и хранилось много редких и ценных книг. Одним из любимых занятий новгородцев было создание летописей. По ним мы можем воспроизвести последовательность истории Новгорода и Древней Руси. Эти хроники являются для нас эталоном подлинной реальности прошлого (что не скажешь про нынешние времена)
В Софийской библиотеке (от слова «Библия»— благая весть) был составлен реестр (список) книг «чтобы никто ничего не разнёс». Позволительно заглянуть и в современную библиотеку, если окажетесь здесь в рабочие часы. Может быть, библиотекарь Маргарита разрешит посмотреть на современную книжную сокровищницу. А записаться в библиотеку может любой прихожанин.
Открываем двери направо и попадаем на хоры
Здесь во время службы располагается церковный хор. Очень рекомендую прийти в собор во время богослужения, чтобы послушать по-истине ангельские голоса, заставляющие трепетать душу.

Акустика в соборе великолепная. Если приглядеться, можно увидеть в стенах отверстия, напоминающие внутренние гнезда. Это голосники. Они похожи на большие кувшины, встроенные в стены и поэтому видны только «горлышки» — отверстия. Благодаря им, голоса хора так чудесно резонируют, как будто ангелы с небес поют. Сколько хитростей знали древние строители!
Помните про фреску «Соломона»? Самое время рассмотреть её поближе.
На хорах раскрыт первоначальный вид храма. Здесь легко можно погрузиться в атмосферу тех древних времён и почувствовать пульс истории. Древняя искусная кладка выложена из красно-коричневых камней (местного камня — плитняка) и первого кирпича (плинфы) словно мозаикой. Выявляя форму дикого камня, дополняя орнаментальными деталями, вкладными крестами, строители подчеркивали мощь и красоту материала, с любовью создавали образ несокрушимой светлой силы!
Находясь на хорах, хочется помолчать, просто постоять и пропитаться концентратом намоленной веками духовной энергии. Здесь приходит понимание: София — это огромная вселенная! Она накрывает тебя, словно куполом, защищает, придает сил и веры лучшим помыслам.
А когда выходишь из храма…
Святая София представляется как белый Ковчег с раздутыми парусами апсид в серо-голубом океане неба.

При выходе из храма принято осенить себя крестным знамением и с благодарностью поклониться Софиюшке, словно вкладывая свою частичку в ту самую концентрацию намоленности и духовной силы.
Закончилось наше путешествие по Софийскому собору. София хранит ещё много сокровищ и тайн.

До новых встреч!
Ленушкин, какая прекрасная статья! Такой хороший слог! Мне очень понравилось! Читается легко и так и видится все, о чем написано. Молодец! Я тобой горжусь! Не останавливайся на этом. Жду продолжения.
Спасибо за такую душевную статью и прекрасные фото!
Вам благодарность за вовлечённость
Спасибо за интересную и информативную статью! Было полезно узнать больше о Святой Софии и её истории. 😊
Благодарю за отзыв