Фрагмент барельефа

Памятник «Тысячелетие России» — летопись Русской истории в бронзе

Остановимся в центре кремлёвского комплекса, чуть поодаль, чтобы целостно воспринять композицию бронзового монумента. Памятник находится на оси север — юг со Святой Софией, символизируя связь времен и эпох. Безмолвный колокол, навеки вросший в новгородскую землю, расскажет нам о тысячелетней летописи государства Российского.

Мы, современники, продолжатели истории русского государства, можем ли представить себе памятник второму тысячелетию? Мне представляется, что за основу всё равно будет взят колокол…Чьи имена, по-вашему, будут запечатлены на памятнике второго тысячелетия?

На фоне Новгородского музея
Памятник «Тысячелетие России» на фоне Новгородского музея

История создания или государственный заказ

Непросто в небольшой статье рассказать о таком знаковом событии в истории России, как памятник «Тысячелетие России».
Поставим себе задачу первого знакомства и поехали!

«Великий Новгород по-стариковски дремлет.

Глаз старческих растресканный прищур.

Из под седых бровей взирает Кремль

На хоровод из бронзовых фигур…»

Агат Бек.

На оси с Софией
Зимний кремль. На оси с Софией

Точка отсчёта

Много споров ведётся вокруг этой даты, тем не менее именно 862 год считается началом Русской государственности.
Что произошло в том далёком году? (летописным был 6367 год от сотворения Мира)

Первый князьВ 862 году варяжские князья были призваны на русскую землю для прекращения междоусобных конфликтов. «От тех варяг прозвася Русская земля».

Рюрик, варяжский вождь был призван на княжение в Новгород. Пришёл надолго, на века. Началом стало строительство Хольмграда (Рюриково Городище) «Откуду есть пошла Русская земля». Так Рюрик становится основателем первой русской династии в истории Руси. Укрепив свою власть на  севере, Рюрик обратил свои взоры на юг..

Почему на этой отсчётной дате хочу остановиться чуть подробнее? Недавно прочитала такую статистику:

ВЦИОМ оценил школьные знания у россиян, и оказалось, что самые серьёзные проблемы возникли с вопросом о первом князе Древней Руси. Только 19 % смогли ответить, что это был Рюрик.

Спустя тысячу лет

Это был период начала царствования Александра II. Император с воодушевлением поддержал идею С.С. Ланского, министра внутренних дел, о создании памятника в честь грядущей великой годовщины. Решено было увековечить тысячелетний подвиг всего русского народа. Памятник должен был отражать шесть главных эпох в истории России. Назовём их.

  1. Основание государства
  2. Начало христианства
  3. Освобождение от татаро-монгольского ига
  4. Основание самодержавного Русского царства
  5. Избрание Михаила Романова на царствование и восстановление самодержавия на Руси
  6. Основание Российской империи

Кто автор

Можете себе представить какая мощная задача стояла перед создателями памятника?

Организационная коллегия объявила конкурс, на котором было представлено 52 проекта. Победителем стал Михаил Микешин — молодой художник. Это стало сенсацией, т.к. Микешин совсем не был известен в широких кругах. Талантливый и, глубоко преданный искусству, автор представил комиссии неординарный проект, лишённый традиционных форм и представлений.

Проект одновременно напоминал и вечевой колокол, как символ народа, и шапку Мономаха, как символ династии.

Статья "Памятник тысячелетия России"
Фотография из открытого архива

Где ставить памятник

Как вы думаете, какие города стояли в списке? Наверняка догадались по понятным причинам. Три столицы: Новгород, Москва, Санкт-Петербург.
Александр II утвердил Новгород.

Дата

Поскольку в летописях Нестора был обозначен только год призвания Рюрика на правление, день основания Российского государства властям пришлось назначить самим. Выбрали восьмое сентября по старому стилю.
До этого срока оставалось менее трёх лет.

Творческий процесс

Сначала все детали памятника лепили из глины, потом делали гипсовые формы, а затем отливали в бронзе. Для ускорения процесса были приглашены несколько именитых скульпторов.

Руководил творческой группой М. Микешин. Соавтором памятника стал друг Микешина — Иван Шредер. Микешин и Шредер взяли на себя основной груз ответственности на всех этапах создания шедевра.

Споры и разногласия

Как и в любом масштабном творческом процессе, возникали споры.
Горельефы нижней части монумента были поручены П.К. Клодту. (Что вы вспоминаете, связанное с этим именем? Конечно, Аничковый мост и знаменитых «Коней»!)

Именитый скульптор решил самостоятельно продумать творческую задачу, и не согласовывать свой эскиз с молодым автором проекта. Поначалу это создало некоторое напряжение в отношениях художников.

Но в результате разногласий был найден гениальный компромисс. Возникла потрясающая идея — изобразить на горельефе всех достойнейших людей, которые на протяжении веков возвеличивали Россию. Памятник становился летописью русской славы!

Как выбрать достойных

Решено было обратиться к самым почётным историкам и писателям. Среди них были Карамзин, Майков, Тургенев.

Приглашаю подойти поближе к монументу. Обратите свой взор на горельеф. Как гениально была решена задача! Персонажи поделены на четыре группы:

  1. Государственные люди
  2. Военные люди и герои
  3. Художники и писатели
  4. Просветители

Все скульптурные персонажи соединены единым сюжетом, как бы передавая эстафету времён друг другу. Получилась непрерывная летопись в лицах!

Но на монументе вы не найдёте фигуру Иоанна Грозного. Новгородцы ни за что на свете не позволили бы этому зловещему персонажу появиться на памятнике. Сказалась кровавая расправа, учинённая Грозным Новгороду в 1570 году. Да и Карамзин и ряд других авторитетных историков высказались против появления этого лютого правителя в гранитной летописи.

В немыслимо короткие сроки было отлито 109 фигур горельефа и 19 колоссальных фигур — первого и второго ярусов. Это была уникальная по сложности работа.

Орнамент шара
Фрагмент орнамента и надписи «Свершившемуся….»

Был изготовлен шар — держава со сложным орнаментом и надписью. Посмотрим выше и попробуем прочитать по окружности: «Свершившемуся тысящелетию Российского государства в благополучное царствование Императора Александра II»

Так же был изготовлен крест, венчающий памятник, фонари, решётка.

Если вы захотите подробнее узнать об истории памятника, в списке создателей вы найдёте много именитых фамилий. Тогда ещё совсем молодые скульпторы (именно их предпочитал привлекать Микешин) впоследствии стали великими русскими мастерами.

Всё было сделано точно к сроку.  Качество предвосхитило ожидание Александра II, прибывшего на фабрику 1 июля 1862 года. Как на параде стояли выставленные для осмотра бронзовые фигуры. А рядом стояли те, кто отливал их в жаре и грохоте литейки, дыша ядовитыми испарениями, но преисполненные гордости за честь участвовать в великом проекте.

Фундамент и постамент

Одновременно с творческим процессом в Санкт Петербурге, велись строительные работы и в Новгороде.
До «Тысячелетия», на этом месте стоял памятник Дворянскому ополчению 1812 года. Решено было «перенести» памятник к Дворянскому собранию (честно, дальнейшую судьбу не знаю).

Закладка фундамента началась в мае1861 года. Молебен совершил митрополит Исидор.

Для фундамента был вынут грунт на глубину 10 метров! На самое днище был опущен бронзовый ящик с памятными медалями и золотыми монетами. Забито было 600 дубовых свай по 6 метров. И уже на них легло основание памятника. Фундамент представлял собой цилиндрическую стену с радиальными перегородками к центру. Так более равномерно распределялась нагрузка.

Постамент

Затем был сделан мощный гранитный постамент. Гранит добывали на местных Сердобольских каменоломнях на берегу Ладожского озера. Так шаг за шагом великая композиция доводилась до совершенства.

Открытие памятника «Тысячелетие России»

Настал день восьмого сентября 1862 года! Новгород опять на несколько дней праздника стал центром Российского государства! Было сказано много добрых слов о значении Великого Новгорода в русской истории.

В Новгород прибыли лучшие полки, высокопоставленные лица.. Гости прибывали по реке, железнодорожным транспортом, на лошадях, пешком. В эти дни население города увеличилось в три раза!

Гравюра XIХ в.
Церемония открытия монумента в присутствии императора Александра II. Гравюра ХIХ в. Автор неизвестен. Фотография из открытого архива

Император и императорская чета прибыли на пароходах «Красотка» и «Кокетка». Что тут было! Звонили колокола, играл оркестр, со всех сторон раздавались крики присутствующих, высоко подлетали шапки!

Александр II поздравил всех:

«Рад, что мне было суждено праздновать этот день с вами в древнем нашем Новгороде, колыбели царства всероссийского. Да будет знаменательный этот день новым залогом неразрывной связи всех сословий земли русской с правительством, с единой целью счастия и благоденствия дорогого нашего Отечества!»

Какие могучие слова!

После литургии был совершён крестный ход. По знаку государя и под гром оркестра было сдернуто огромное покрывало с памятника. Начался торжественный парад с участием конницы.

Атмосферу события великолепно отражает картина Б.П. Виллевальде «Открытие памятника «Тысячелетие России» в Новгороде» Представляется погожий осенний день, нарядная публика, знаменитый оркестр Лядова, вечерний бал, угощения…пожалуйста продолжайте!

Репродукция

Весь праздник прошёл под символикой возвращения вечевого колокола в Новгород (был увезён Иваном III). Сам император выразил свой восторг в словах: «Самая церемония была великолепна и трогательна донельзя!»

Имена М. Микешина и И. Шредера будут навсегда связаны с Новгородским колоколом.

Хоровод из бронзовых фигур

«А там под этой шапкой Мономаха,
Веками непонятной всем Руси,
На лобном месте и алтарь и плаха,
И тихий вздох: «Помилуй и Прости!»

Агат Бек.

Очень красивое стихотворение!

Кстати, длина горельефного фриза 26,5 метра. Значит, протяжённость нашего хоровода составит примерно 40 метров.
Общая высота памятника 15,7 метра.

Верхний ярус «Православие»

Вершина монументаПредставлен двумя фигурами.

Фигура коленопреклонённой молодой женщины в национальном костюме и горностаевой мантии — олицетворение России. Одной рукой Она поддерживает круглый щит с изображением двуглавого орла и датой — «1862».

Вторая фигура — ангел, осеняющий Россию крестом. Крест, является высшей точкой и придает памятнику особую одухотворённость и завершённость.

Средний ярус «Шесть эпох»

Вокруг шара — державы, который служит и подножием верхней группы, размещены семнадцать трёхметровых фигур. Они в свою очередь распределены в шесть групп — «Шесть эпох государства Российского» (об этом было сказано выше). Вес каждой фигуры среднего яруса до 2400 кг. Высота достигает 3.3 м.

«Основание государства Российского» — 862 г

Находим фигуру Рюрика — первого русского государя. Лепил скульптуру академик Павел Иванович Михайлов.

Каким получился Рюрик? Суровым, в воинском облачении со звериной шкурой на плечах. Его могучая левая рука крепко сжимает рукоять меча. Правая рука Рюрика опирается на остроугольный щит «6370». Это летописная дата варягов, соответствующая 862 году.  Надпись выбита кириллицей.

Южная сторона

Слева от Рюрика  виден идол Перуна — языческий бог дохристианского культа наших предков.

 «Введение христианства» — 988 г

Композиция состоит из трёх фигур. Выполнена Робертом Карловичем Залеманом.

В центре — святой равноапостольный князь Владимир. В его высокоподнятой правой руке восьмиконечный крест, как символ спасения.

Юго-западная сторона

Слева -— старик, собирающийся повергнуть языческого идола. Справа — фигура молодой матери, несущая на крещение своего малыша.

 «Начало освобождения от татарского ига» — 1380 г

Скульптор Залеман. Группа из двух фигур.

Попробуйте сами назвать имя князя, попирающего ногой поверженного ордынца. Князь уверен и отважен. Герой Куликовской битвы изображён в полном боевом облачении, в кольчуге и шлеме. В правой руке — шестопёр, в левой — татарский бунчук с полумесяцем. Дмитрий Иванович Донской! Поза могучего князя выражает уверенность и отвагу.

Юго-восточная сторона
Дмитрий Донской — освободитель Руси от татаро-монгольского ига

 «Основание самодержавного царства Русского» — 1491 г

Группа представлена пятью фигурами. Выполнена Иваном Николаевичем Шредером.

В центре Иван III. В царском одеянии, на голове — шапка Мономаха (интересно, что по одной из версий «мономах» обозначает «тот, кто сражается в одиночку») В правой руке князь держит скипетр, в левой — державу.

Северо-восточная сторона

По сторонам — поверженные бронзовые персонажи покорённых народов. Справа — литовец со щитом и воин золотой орды, подносящий князю бунчук (древко с конским хвостом — символ власти) Слева от великого князя полулежит поверженный ливонский рыцарь, бесполезно пытающийся защититься сломанным мечом.

За ним, спиною к зрителю, простой человек, поддерживающий державу. Авторы прозвали эту фигуру «сибиряком» и вкладывали в неё два смысла. Отгадаем какие? Это, конечно, начало присоединения Сибири и народную опору державы.

 «Восстановление самодержавия» — 1613 г

Группа из трёх фигур. Выполнена она так же Залеманом.

Композиция отображает избрание Михаила Романова на царство и начало новой русской династии.

Северо-западная сторона

Юный государь изображён с непокрытой головой в позе взывающего к небесам о даровании ему силы и мудрости перед коронацией. По левую сторону от него стоит коленопреклонённый нижегородец Кузьма Минин, подносящий избраннику шапку Мономаха и скипетр. Справа — Дмитрий Пожарский. Решительный и отважный, с готовностью мечом и силой защитить молодого государя от врагов.

«Основание Российской империи» — 1721 г

Композиция этого раздела состоит из трёх фигур и выполнена Иваном Николаевичем Шредером.

В центре — могучая фигура Петра Первого. Не узнать его невозможно.

Пётр изображён с непокрытой головой. На нем мундир офицера преображенского полка, поверх наброшена императорская порфира (пурпурная мантия монарха). В правой руке Пётр держит скипетр, а левая прижата к груди. Над плечом первого императора Всероссийского парит гений, осеняя его своим крылом.

Северный фасад

У ног — поверженный под Полтавой швед. Фигура Петра Алексеевича — первого императора Российской империи ориентирована на север.

Примечательна ориентация всех шести групп по сторонам света. Это тоже не случайное явление на памятнике. Почему? Давайте подумаем вместе.

 Нижний ярус — горельефный фриз

Вспомним, что горельефный фриз — это скульптурная эстафета из 109-ти выдающихся людей русской истории. Интересно, почему горельеф, а не барельеф. Кто-нибудь знает? На барельефе — скульптурные изображения выступают менее, чем наполовину, на горельефе — более. Это как раз наш случай.

Предлагаю несколько раз обойти памятник, получше всмотреться, узнать известных персонажей. Каждый раздел обозначен вертикально свисающими драпировками.

«Просветители»

В разделе представлен 31 персонаж. Все фигуры выполнены Матвеем Чижовым, однокурсником Ивана Шредера.

Кого узнали? Начинают эстафету святые братья Кирилл и Мефодий — создатели славянской азбуки.

Просветители

Братья беседуют. У Кирилла на коленях книга, в правой руке перо. Мефодий держит свиток, возможно перевод Священного писания. В глубине образ Богоматери с младенцем. Рядом стоит святая княгиня Ольга, единственная женщина в этом разделе. Далее — князь Владимир Святославович. Первокреститель Руси держит в правой руке крест, а левой указывает на купель.

Восьмая фигура от Кирилла — Нестор-летописец, автор главной русской летописи. Высокий, заметный образ блаженного Нестора. На нём монашеский куколь и мантия. В правой руке он держит перо, в левой — книгу.

На гранитной тумбе сидит митрополит Московский — святой Алексий с книгой на коленях. Склонился к нему святой Сергий Радонежский, основатель Троицко — Сергиевой лавры.

Начало

Далее эстафету в бронзе передают друг другу архимадриты, патриархи, митрополиты, святые — ревностные защитники и проповедники православия. Завершает раздел архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий (31). Каждый персонаж — отдельная глава Русской истории.

«Государственные люди»

Эту группу, состоящую из 26 скульптур, объединяет стремление к упрочению государства, развитие экономики и военной мощи. Скульптор Николай Лаверецкий.

Первый в этом разделе — князь Ярослав Мудрый, великий русский законодатель. Он держит в руке раскрытую «Русскую правду», древнейший свод русских законов, как бы передавая эстафету своему внуку — великому князю Владимиру Мономаху.

Далее за Владимиром — три литовских князя. Почему? Их появление обосновывается совместной борьбой против немцев и последующим присоединением Литвы к России.

Первый - Ярослав Мудрый

Разглядываем дальше. Узнаём фигуру Ивана III, далее — Сильвестра (Спиридона) — русского православного священника и политического деятеля эпохи Ивана IV, женскую фигуру Анастасии Романовны, первой супруги царя Ивана IV и матери царя Фёдора Иоановича.

Двенадцатый от Ярослава Мудрого — патриарх Московский — Филарет, склонился над избранным на царство отроком Михаилом Романовым. Царь Алексей Михайлович изображён сидящим в кресле за беседой с единомышленниками.

Первый Российский император Пётр Великий, сын Алексея Михайловича, скрестил на груди руки и готов сделать решительный шаг.  Князь Яков Долгорукий слегка придерживает его. Он один из немногих, кто смел вступать в спор с царём.

Императрица Екатерина II сидит на троне в окружении ближайших советников. Левой рукой с лавровым венком Екатерина Великая благословляет князя Григория Потёмкина, покорителя Крыма. В правой руке приготовлены такие же лавровые венки для других фаворитов.

Давайте найдём фигуру императора Александра I. Изображён он в военном мундире и царской порфире. В правой руке царь держит шпагу, положенную вместе с оливковой ветвью на карту освобождённой от Наполеона Европы. Справа от царя стоит,  прижав руку к груди, государственный канцлер князь Виктор Кочубей.

Завершает раздел Николай I (сидит) в компании с графом Михаилом Спиранским, составителем «Свода законов Российской империи» и стоящим рядом генералом-фельдмаршалом Михаилом Воронцовым.

«Военные люди и герои»

В этом разделе 36 персонажей. Скульпторы: Матвей Чижов и Александр Любимов.

Военные и герои

Открывает раздел великий князь Святослав Игоревич. Воинствующего князя изобразили в полном вооружении, с рожком и самострелом. Рядом с ним  Мсислав Удалой (Удатный) в шлеме — полководец, на счету которого множество побед.

А вот с рукой, прижатой к груди, узнаем святого и всеми любимого князя Александра Невского, победителя шведов и немецких рыцарей. В решительной позе замер Великий князь Дмитрий Донской. Всем своим видом он воплощает победоносное освобождение Руси от унизительного ига Орды. На одном колене стоит князь Михаил Тверской, погибший в Орде, но непокорённый.

Женская фигура — Марфа Борецкая, не признавшая подчинение Новгорода Москве (известная, как Марфа — Посадница). На переднем плане разбитый вечевой колокол, как символ конца Новгородской вечевой республики.

Герои

На камне в тяжёлой думе находим бронзовую фигуру донского казака Ермака Тимофеевича — покорителя Сибири.

Здесь же изображён, слегка наклонившись к столу, князь Дмитрий Пожарский (в воинском облачении), освободитель Москвы от польских интервентов. Нижегородский купец Кузьма Минин высыпает из мешка деньги, пожертвованные для Отечества в годину тяжких испытаний. Далее распознаём образ Богдана Хмельницкого, подносящего русской короне гетманскую булаву (жест, символизирующий добровольное присоединение Украины к России).

Иван Сусанин, положивший жизнь ради спасения царя Михаила, расположился прямо на земле. Его левая рука прижата к сердцу — знак скорой кончины.

Граф Борис Шереметев беседует с другим сподвижником Петра I — князем Михаилом Голицыным (в парике и с треуголкой в правой руке).

Герои

Граф Алексей Григорьевич Орлов, герой Чесменского морского сражения, изображён сидя. Его бронзовый лик больше обращён к зрителю. Генералиссимуса Александра Суворова узнать не составит труда. Великий русский полководец стоит вполоборота, всем своим видом проявляя независимый нрав.

Далее за Александром Суворовым беседуют два героя Отечественной войны, два генерал-фельдмаршала — Михаил Барклай-де-Толли и Кутузов Михаил Илларионович. Склонившаяся фигура к графу Матвею Платову, атаману Войска Донского — герой Отечественной войны — князь Пётр Багратион.

Военные и герои

Завершают раздел военных людей и героев три выдающихся русских флотоводца времён Крымской войны — адмиралы Михаил Лазарев, Владимир Корнилов, Павел Нахимов (стоят).

«Писатели и художники»

Этот раздел горельефа состоит из 16-ти фигур, выполненных Иваном Шредером.

Открывает раздел могучая бронзовая фигура Михаила Ломоносова, первого крупного русского учёного. Михаил Васильевич расположился в кресле в свободной позе с пером в руке. Слева сидят писатели Денис Фонвизин и Гавриил Державин. Великий русский поэт слегка откинулся на спинку кресла и запрокинул голову, вовлечённо учавствуя в беседе.

Далее узнаём баснописца Ивана Крылова в любимом кресле, читающего новую басню. Внимательно слушая, склонился над ним великий русский писатель и историк Николай Карамзин.

Писатели

На переднем плане сидит, скрестив руки, дипломат и автор «Горе от ума» Александр Грибоедов. Далее следует молодой Михаил Лермонтов в кавказской бурке. Опершись рукой о подбородок, молодой гений слушает Александра Пушкина. Слева от Пушкина — Гоголь в шинели.

Писатели

Спиною к Гоголю стоит Михаил Глинка, творец великих опер. С палитрой в руке изображён художник Карл Брюллов, автор знаменитого «Последнего дня Помпеи». Завершает раздел композитор Дмитрий Бортнянский, один из создателей классического типа русского хорового концерта.

Вторая жизнь памятника «Тысячелетие России»

Рассказ о памятнике «Тысячелетие России» не будет законченным, если мы не вспомним героический труд советских реставраторов.

Осень 1943 года

Уничтожение Новгорода происходило в течение многих месяцев. Было разграблено всё, что можно было увезти.

Комендант Новгорода генерал фон Герцог задумал подарить своему родному городу Инстербургу памятник «Тысячелетие России»! По приказу командующего 18-й немецкой армии была начата разборка и подготовка для вывоза скульптурных фрагментов в качестве военных трофеев. Уже были увезены бронзовые фонари и решётка. Для транспортировки тяжёлой бронзы была подведена линия узкоколейки от железнодоржного вокзала до основания памятника.

Но началось наступление наших войск. Вся кремлёвская площадь была усыпана бронзовыми фигурами императоров, князей, полководцев..

1944 год.
20 января 1944 г. Фотография из открытого доступа.

Тут же валялись готовые к вывозу и запорошенные снегом и гарью фигуры горельефа (так и хочется вставить от слова «горе») Почти наполовину был снесён шар-держава. Трёхметровый крест, венчающий державу, срублен у основания и согнут в дугу. Многие детали бесследно исчезли.

Послевоенное состояние памятника
20 января 1944 год. Фотография из открытого доступа.

Это жуткое зрелище запечатлено на картине Кукрыниксов «Бегство фашистов из Новгорода». 

Кукрыниксы. "Бегство фашистов из Новгорода"
1944-1946 годы. Русский музей.

Воздрождение

Смотреть на втоптанную в гарь «Россию в бронзе» было невозможно. Власти города отнесли памятник к объектам жизнеобеспечения и подлежащим первоочередному восстановлению. Представьте себе: уничтоженный до тла город (осталось всего 27 домов, пригодных для жилья), начали восстанавливать с памятника! В этом есть непобедимость России.

Возрождали «Тысячелетие» из небытия восемь человек. Руководили работами старший архитектор В.Ф. Захаров и художник — реставратор Николай Александрович Чернышев.

Территория памятника была ограждена колючей проволокой, за которую никто не мог заходить. Был выставлен круглосуточный милицейский пост охраны.

Полуголодные героические люди сделали невозможное. На десятиметровую высоту, вручную, подняли фигуры огромной тяжести! Заново по крупицам воссоздали все фигуры и конструкции. Поверить в это невозможно. Великая благодарность этим не менее великим людям! Недостающие детали были отлиты на литейном заводе в Ленинграде.

2 ноября 1944 года — второе рождение памятника

Можем представить, как в Новгороде ждали и готовились к этому событию! Приведём небольшой фрагмент митинга (в противовес 1862 году) В холодный осенний вечер 2 ноября 1944 года трудящиеся города собрались на открытие памятника. Были натянуты кумачовые полотна с призывом: «Товарищи новгородцы! Из пепла и руин возродим родной город! Сделаем его лучше и краше прежнего! » Для праздничного салюта было выделено 150 снарядов.

Быстро стемнело. Электричества в городе не было. Памятник пришлось освещать прожекторами автомобильных фар. Никто не расходился. Восторженные новгородские мальчишки кричали: «Памятник наш!»… До Победы ещё оставалось семь месяцев.

После войны работы по восстановлению одного из главных символов нашей страны были продолжены.

Второе открытие
2 ноября 1944 года. Второй день рождения памятника.

«Бронзовая Русь сияет снова.

Памятнику вечно здесь стоять.

Меч в ножнах у Дмитрия Донского.

Белый голубь сел на рукоять»

Антонин Чистяков.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии : 11
  1. Дарья

    Ух ты как интересно, я конечно читала про этот памятник, но тут прям очень много нового и главное не скучно!

  2. Ольга

    Интересная большая информация о памятниках! Побывала на экскурсии!

    1. Елена (Автор)

      Ольга, благодарю, приглашу ещё)

  3. Людмила

    Очень информационная статья, спасибо! :oops:

    1. Елена (Автор)

      Благодарю, Людмила.

  4. Анна

    Статья понравилась, познавательная.
    Спасибо автору)

    1. Елена (Автор)

      Заглядывайте!

  5. Александр

    Мне статья понравилась. Можно отметить легкий авторский стиль изложения и хорошее знание темы. Найден баланс объёма текста, иллюстраций и их информативности достаточный именно для первого знакомства с этим грандиозным монументом. А далее, в согласии с названием сайта, каждый может на основе приведённых сведений начать самостоятельный экскурс по просторам интернета для более детального изучения заинтересовавших фактов и фрагментов и неизбежного глубокого погружения в историю Российского Государства.
    К сожалению, есть досадные неточности. Так Сильвестр был соратником не Ивана III, а Ивана IV Грозного. Также и Анастасия Романова была любимой женой именно Ивана Грозного… формально первой царицей династии Романовых. Грозному вообще не повезло… характеризован в тексте как «зловещий» и «лютый». Хотя, практически, у всей правителей Руси были периоды жестокости и пролития крови. Олег обманом зарезал Аскольда и Дира и утвердился на Киевском престоле, древляне полагаю не были рады деяниям княгини Ольги, Владимир не щадил никого добиваясь власти и до крещения вёл отнюдь не праведную жизнь, Петр Великий держал в руках топор не только при постройке судов и.т.д. Ни кто иной, а Иван III не без пролития крови (при Шелони погибло более 12000 новгородцев и были казнены попавшие в плен бояре) и последующих репрессий ликвидировал Новгородскую вольницу и вывез вечевой колокол. Тем не менее, ему нашлось почётное место на памятнике (причём дважды). Иван Грозный лишь завершил начатое Иван III и не попал на памятник скорее в силу политической коньюктуры… к власти пришёл молодой прогрессивный Александр II, отменено крепостное право, не без потерь, но завершилась Крымская война… период «оттепели» и преобладания в обществе либеральных настроений…

    1. Елена (Автор)

      Благодарю Александра за развёрнутый комментарий и особенно выявленные ошибки. Про Сильвестра действительно историческая ошибка получилась. Так же исправила формулировку к фигуре Анастасии Романовны, первой супруги Ивана IV. Со многими мыслями согласна. История России часто противоречива и неоднозначна. Тем ценнее наличие подлинных документов, дошедших до наших дней. На сайте не берусь оспаривать исторические вехи истории, а лишь популяризировать интересные места России, пропитанные историей и судьбами людей, живших в разные времена.

  6. Ольга

    Очень интересно! Не раз бывала в Великом Новгороде и видела памятник. Как будто побывала на экскурсии в Новгородском Кремле, но узнала много нового. Спасибо! Хотелось бы также подробнее узнать о богатой истории Софийского собора, что поблизости!

    1. Елена (Автор)

      Скоро будет! Постараюсь информативно и интересно для всех возрастов.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: